• Українська
  • English
  • Русский
ISSN 2664-2441 (Online)
ISSN 2073-9583 (Print)

О причине разрушения боковой рамы тележки вагона

Metalozn. obrobka met., 2019, vol. 25, 4(92), 21-25
https://doi.org/10.15407/mom2019.04.021

И.А.Вакуленко, доктор технических наук, профессор, ihor@ukr.net
Л.И. Вакуленко*, кандидат технических наук
С.В. Пройдак, кандидат технических наук, доцент

Днепровский национальный университет железнодорожного транспорта им. В. Лазаряна, Днепр
* Приднепровская железная дорога, Днепр

УДК 691.87:691.714
Скачать: PDF

Резюме

Методами металлографического и фракторгафичного анализа исследовано влияние качества литого металла на причины разрушения тележки железнодорожного вагона в условиях эксплуатации высоких динамических и циклических нагрузок. В результате исследования строения поверхности разрушения боковой рамы тележки грузового вагона из стали 20ГЛ, обнаруженные элементы указывают на одновременное присутствие усталостного и статического разрушения. Очагом зарождения усталостной трещины явился поверхностный дефект литейного происхождения типа засора. В отдельных элементах боковой рамы обнаружены объемы с сосредоточенным расположением газовых пузырей и неметаллических включений различной природы происхождения. В результате продвижения усталостной трещины происходило непрерывное снижение конструктивной прочности боковой рамы, а встреча с объемами металла с повышенной концентрацией газовых пузырей и неметаллических включений ускорила переход в фазу статического разрушения. Повышение эксплуатационной безопасности боковой рамы возможно за счет совершенствования литейной технологии ее изготовления и изменения нормативной документации по ограничению неметаллических включений и пор в металле.
Ключевые слова: трещина, усталость, разрушение, неметаллические включения, поры.

Література

  1. Fracture. An Advanced Treatise. Volume VI (Fracture of metals). Edit. H. Liebowitz. Academic Press, N-York and London, 1969.
  2. Fractography and Atlas of Fractographs. Metals handbook, 8th Edition, Vol. 9. American Society for Metals, 1974.
  3. Вакуленко І.О. Структурний аналіз в матеріалознавстві. – Донецьк: Маковецький, 2010. – 124 с.
  4. Трощенко В.Т. Усталость и неупругость металлов. – К: Наукова думка, 1971. – 267 с.
  5. Усталость и вязкость разрушения. Ред. Иванова В.С., Гуревич С.Е. – М.: Наука, 1974. – 282 с.
  6. Vakulenko I., Vakulenko L., Proydak S. The influence of nonmetallic inclusion on strain hardening carbon steel. Scientific Journal of Silesian University of Technology/Transport. – 2019. – Vol. 103. – P. 193-198.
  7. Vakulenko I., Lisnyak A., Griaznova L., Bolotova D. Influence of shock wave treatment on fatigue carbon steel. Proc. Enter disciplinary Sci. Conf. “Multifactor approaches to the formation of a comfortable environment“, Netanya, Israel. – 2017. – P.142-154.